Детско-юношеский туризм – «трёхгранный объект воздействия»: ум, душа и тело растущего человека.
Территория Краснодарского края одна из примечательных, уникальных регионов России. Здесь за один день можно побывать в различных климатических условиях: внизу – лето, солнце и море, вверху – зима, горы и снежные вершины, Растительный мир края представлен примерно 3 000 видами растений.
Край богатый историческим прошлым и новыми традициями современности. Такое разнообразие творений природы и человека не может оставить равнодушным тех, кто родился и вырос в этом удивительном крае.
Чем богаче мир, окружающий ребёнка, тем богаче и разнообразнее его личность. Богатство впечатлений рождает ощущение полноты жизни, наслаждение ею.
Оздоровление и физическое развитие особенно нужно детям, которые произрастают на городской асфальтно-бетонной ниве. Основоположник научной системы физического образования в России П. Ф. Лесгафт, опираясь на мысль великого французского просветителя Ж. Ж. Руссо, доказал, что умственное развитие человека находится в прямой связи с его физическим развитием, что физическое движение и мысль находятся в прямой зависимости.
Медики отмечают, что здоровье современных школьников в динамике от первого до одиннадцатого класса в большинстве случаев оказывается динамикой нездоровья. В исследованиях Нагорного А. Г. и Майорова А. М., содержатся данные об улучшении здоровья учащихся, занимающихся туризмом. Автора констатировали улучшение самочувствия ребят, увеличение объёма грудной клетки, уменьшение частоты дыхания и увеличение статовой силы. Анализ данных исходного и повторного обследований показал, что после туристских походов жизненная ёмкость легких увеличилась у юношей на 100 мм, у девушек – на 120 мм.
В нынешней ситуации размытости идейных ориентиров и идеологической неразберихи воспитание патриотизма и гражданской позиции школьников стоит как никогда остро. Очевидно, что человек не может любить то, чего не знает, и беречь и защищать то, чего не любит. Непосредственное знакомство с природой, историей и культурой родины, края пробуждает желание у детей и подростков внести и свою лепту в её развитие и процветание, т.е. закладывает основы деятельного патриотизма.
Участвуя в походах, экскурсиях, экспедициях учащиеся знакомятся с бытом, обычаями, историей, культурными особенностями разных народов нашего многонационального края, что является действенным средством сближения народов, предотвращения межнациональных конфликтов, с учётом нашего регионального компонента.
Через участие в походах, экспедициях, соревнованиях устраняется разрыв между идейно-нравственными представлениями и практикой поведения. Формирование нравственных убеждений становится более эффективным, так как деятельность сопровождается должным воздействием самого ребёнка, а накопление положительного опыта поведения происходит в процессе полезной деятельности. Поскольку для воспитания ума и характера важен собственный опыт.
Мир открывается ребёнку во всём многообразии только в том случае, если ему предоставляется возможность самому на основе своих собственных знаний, своего жизненного опыта принимать решения и нести за них ответственность.
Известный русский деятель народного образования В. П. Вахтеров ещё в начале XX века вывел четкую формулу: «Ученик развивается, когда он сам действует. И думает, и чувствует, и действует. Выньте отсюда хоть одно звено, и развитие исчезнет, а начнется вырождение».
Туристская деятельность способствует вовлечению детей и подростков в конструктивную социально - досуговую деятельность и решает проблему занятости детей и подростков во внеурочное время. Детско-юношеский туризм призван содействовать формированию у детей и подростков установок на здоровый образ жизни, пропагандировать отказ от употребления ПАВ, способствовать улучшению взаимоотношений между родителями и детьми.
Данное направление деятельности социально востребовано среди детей и подростков, родителей, что обусловлено: разнообразием форм и методов туристско-краеведческой деятельности, прикладным характером ЗУН, допрофессиональной подготовкой, доступностью (в том числе финансовой) для социально-незащищённых категорий и групп детей и подростков.
Одной из главных задач Центра туризма является создание условий для гражданского становления подрастающего поколения её нравственного и физического развития средствами детско-юношеского туризма.
Приглашаем в наш Центр туризма всех ребят от 6 до 18 лет. С кружками и педагогами можно ознакомиться на нашем сайте http://цдютиэ-темрюк.рус/, и записаться на сайте Навигатор дополнительного образования р23.навигатор.дети.
Телефон для связи 88615-19-55; 89181394724.
.
Директор МБУ ДО ЦДЮТиЭ
А.А. Бечина