20 апреля 2024 г. 08:55

«Мой милый, если б не было войны….»

07.05.2018

- На этой фотографии столетней давности – мои молодые прабабушка и прадедушка. Агафья Михайловна Филимонова и  Аврам Алексеевич Мишин  повенчались ровно сто лет тому назад, в 1918 году, - рассказывает заведующая хозяйством  детского сада № 12 Ольга Пашинская. – Агафья  Михайловна, а в то время совсем молодая девушка Гаша, очень нервничала перед венчанием. Ведь она ни разу,  ни одним глазком не видела своего жениха. А в то время порядки в семье были строгими. И у нее просто дух захватывало перед этой первой встречей. Какая судьба ее ждет с этим человеком? Но все сомнения и страхи сразу же рассеялись, когда она услышала его голос, заглянула в его серьезные глаза.

И стали они жить в своем доме в поселке Стрелка, полюбили друг друга всей душой и всем сердцем. Но время было очень непростое. Тяжелые испытания приготовила им судьба. Аврам очень скоро ушел на гражданскую войну, а Гаша  с нетерпением ждала его возвращения домой. Она несла на своих плечах тяжелые каждодневные обязанности по дому и хозяйству, а ночи проводила в горячих и слёзных молитвах о муже. 

И вот настал тот день, когда её муж вернулся! Эту радость невозможно было выразить никакими словами. Аврам тоже не мог насмотреться на свою Гашеньку. И ничего, что большая рана была у него в голове, но зато он вернулся! Живой!

Потихоньку жизнь стала как-то  налаживаться. Со временем народилось у них 3 дочерей и 5 сыновей. Правда, самый младшенький умер  еще младенцем. Но старшие детки росли крепкими,  послушными и были добрыми помощниками  в доме.  В 1939 году у пары родилась первая внучка, а старший сын Иван  ушел служить в ряды Советской Армии.

Но в 1941 году грянула новая война. Средний сын Николай ушел защищать Родину, а Аврама на фронт не взяли  из-за ранения в Гражданскую. Но когда враг пришел в Темрюкский район, оставаться дома уже не было никаких сил. Аврам решил идти в партизанский отряд. Агафья  собрала мужу кое-какие вещички и положила ему с собой носовой платочек, который сама с такой любовью и нежностью вышивала. Как одолеет Аврама тоска по родному дому, возьмет он в руки этот платочек и почувствует тепло ее, Гашиного, сердца и придаст ему сил вера в то, что его любят и ждут.

Попрощались. Он ушел. Но осенью 1942-го фашисты захватили партизанский отряд в поселке Стрелка, в котором был ее Аврам. Сердце чуть не выскочило из Гашиной груди, когда она все это увидела.

Оставив дома детей, пешком, по железной дороге из Стрелки она отправилась в Темрюк на поиски своего мужа. Но там страшное известие обрушилось  на эту хрупкую женщину. Бойцов из партизанского отряда жестоко расстреляли и зарыли в общей яме. Теперь на этом месте находится военное кладбище по улице Бувина, где есть плита с его именем. Но попасть к месту расстрела тогда было нельзя - кругом военные посты и полицаи из местных жителей. Дрожа от холода и  страха, с горькими слезами возвратилась  Агафья к детям. Сердце разрывалось от горя, ведь  совсем недавно, весной, после тяжелой болезни, она потеряла  еще одного младшего сына. А теперь  не стало и её любимого мужа.  Вскоре  в дом опять пришла  беда: младшего сына Андрея и среднюю дочь Марию фашисты угнали в концлагерь на Украину.

  И только потом, в 1943-м, когда фашистов выбили из Темрюкского района, Агафья вместе с другими  вдовами опять пошла из Стрелки в Темрюк с надеждой  хоть что-то узнать о муже, а может и найти его тело.  Когда раскопали общую могилу,  уже сложно было кого-то узнать.  Но вдруг она заметила что-то до боли знакомое, родное.  Еще  даже не успев понять, что это было, она невольно вскрикнула:  «Нашла! Я все-таки нашла тебя!». Она узнала тот самый вышитый платочек. Видимо Аврам крепко сжал его в руке, стоя на краю ямы перед расстрелом, будто обнял на прощание  свою Гашеньку.

  Все вынесла на своих плечах обычная кубанская женщина из поселка Стрелка. Встретила с войны живыми двух старших сыновей, дождалась младших из концлагеря, достойно воспитала уцелевших детей, которые со временем подарили  ей  16 внуков, а в последствии и правнуков. Но всю свою дальнейшую жизнь она жила памятью о единственном любимом муже. И всю свою нерастраченную любовь и нежность она отдала детям, внукам и правнукам. Ее не стало, когда ей было неполных 90 лет.

Для меня это не просто рассказ о наших кубанских земляках, достойных большого уважения.  Для меня это не просто фотография, когда то молодых людей. Это память нашей семьи о моих родных прабабушке и прадедушке.