24 февраля 2024 г. 19:40

ГО и ЧС


13 февраля 2023

Построение Темрюкского районного звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края (далее – Темрюкское районное звено ТП РСЧС КК) определено постановлением администрации муниципального образования Темрюкский район от 14 августа 2009 года № 1819 «О районном звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края».

На территории Темрюкского района органы управления, силы и средства  РСЧС действуют на двух уровнях:

объектовый – обеспечивает решение задач по предупреждению и ликвидации последствий природных и техногенных чрезвычайных ситуаций локального и муниципального характера, когда зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы границ объекта (организации, предприятия, населенного пункта) либо территорию одного поселения, соответственно;

муниципальный – обеспечивает решение задач по предупреждению и ликвидации последствий природных и техногенных чрезвычайных ситуаций муниципального характера, когда зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию муниципального образования Темрюкский район.

На каждом уровне функциональных подсистем и территориальной подсистемы РСЧС Краснодарского края создаются: координационные органы (комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности); постоянно действующие органы управления (управления, отделы, службы) специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; органы повседневного управления (пункты управления, дежурные и дежурно-диспетчерские службы); силы и средства (профессиональные и нештатные аварийно-спасательные формирования); резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Для выполнения задач обеспечения защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций в Темрюкском районом звене ТП РСЧС КК созданы органы управления, определены силы (службы) и средства финансового и материального резервов:

координационный орган управления – Комиссия по  предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования Темрюкский район (далее – Комиссия).  Комиссия в своей работе руководствуется отдельным положением, утверждаемым нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления (администрации). Решения Комиссии вырабатываются и утверждаются в ходе заседаний, которые проводятся по мере необходимости. В режиме повседневной деятельности заседания Комиссии проводятся, как правило, не реже одного раза в квартал. В состав Комиссии включены: глава муниципального образования Темрюкский район (председатель комиссии) и его заместители, начальники управлений администрации района; руководители территориальных управлений и отделов в Темрюкском районе федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Краснодарского края; руководители крупных предприятий, организаций и учреждений, осуществляющих свою деятельность на территории района. На заседания Комиссии приглашаются (с правом совещательного голоса) и заслушиваются руководители (либо их представители) организаций и учреждений, имеющих непосредственное отношение к мероприятиям по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и уполномоченные на решение вопросов, рассматриваемых в ходе заседания;

постоянно действующий орган управления – полномочия постоянно действующего органа управления районного звена РСЧС возложены на муниципальное казенное учреждение «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Темрюкского района» муниципального образования Темрюкский район (далее – МКУ «Управление по делам ГО и ЧС Темрюкского района»). Полномочия определены уставом учреждения и отдельными нормативными правовыми актами администрации муниципального образования Темрюкский район;

орган повседневного управления – Единая дежурно-диспетчерская  служба Темрюкского района (далее – ЕДДС Темрюкского района) организована на базе МКУ «Управление по делам ГО и ЧС Темрюкского района» и осуществляет взаимодействие с дежурно-диспетчерскими службами экстренных оперативных служб (ДДС «01», ДДС «02», ДДС «03», ДДС «04», «Антитеррор», ДДС аварийно-спасательных служб), дежурными службами потенциально опасных объектов, организаций системы жизнеобеспечения населения: электро-, водо-, теплоснабжения и водоотведения;

силы и средства – группировка сил для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, проведения аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ на территории муниципального образования Темрюкский район представлена:

профессиональными формированиями (силы постоянной готовности) – Темрюкский филиал ГКУ КК «Краснодарская АСС «Кубань-СПАС», пожарно-спасательные подразделения и пожарные части Темрюкского местного гарнизона пожарной охраны (начальник ГПО – начальник 130-ПСЧ 11 ОФПС по Краснодарскому краю), структурные подразделения медицинского обеспечения и скорой медицинской помощи (ГБУЗ «Темрюкская ЦРБ» Министерства здравоохранения Краснодарского края), аварийно-восстановительные команды предприятий электросвязи, газо-,  энерго-, водо- и теплоснабжения, структурные подразделения сети наблюдения и лабораторного контроля (Кубанская устьевая гидрометеорологическая станция, Темрюкский филиал ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», ветеринарная лаборатория ГБУ КК «Управление ветеринарии Темрюкского района»);

нештатными формированиями (силы повышенной готовности) – сводные команды коммунально-технического хозяйства (на базе предприятий ЖКХ), сводная команда перевозки эвакуируемых и доставки грузов (на базе автотранспортных предприятий и предприятий АПК), сводные команды инженерных, строительных, дорожно-восстановительных и других работ (на базе специализированных предприятий и строительных организаций);

общественными спасательными формированиями (силы повышенной готовности) – сводные команды казачьих дружин Темрюкского районного казачьего общества, сводный отряд добровольных пожарных дружин городского и сельских поселений (Темрюкское районное общество ВДПО), сводные отряды иных общественных организаций (по согласованию).

Система оповещения и управления - для обеспечения оповещения руководящего состава звеньев (служб) РСЧС и населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Темрюкского района действуют региональная и муниципальная системы оповещения.

В муниципальном образовании Темрюкский район для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также для своевременного и гарантированного оповещения населения в зонах экстренного оповещения созданы и функционируют региональная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - РАСЦО), а также система экстренного оповещения населения (далее — СЭОН), представляющих собой комплекс информационно — коммуникационных технологий и программно - технических средств, оконечных устройств: сиренно-речевых установок типа СРУ - 250 и сирен С - 40 МА.

На территории муниципального образования Темрюкский район размещено 45 оконечных устройств РАСЦО. Оборудование РАСЦО находится в собственности государственного казенного учреждения Краснодарского края «Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне» (далее - ТКУ КК «Управление ПБ, ЧС и ГО»). Техническое обслуживание и ремонт технических средств оповещения РАСЦО осуществляет также ТКУ КК «Управление ПБ, ЧС и ГО» за счет средств краевого бюджета.

На территории муниципального образования Темрюкский район размещено 6 оконечных устройств СЭОН.

«Звучание сирен является предупредительным сигналом гражданской обороны об опасности, который означает «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!».

Порядок действий граждан, руководителей предприятий и организаций массовым пребыванием людей и населения по сигналу гражданской обороны «Внимание всем!» предполагает включить телевизионные приемники на любой из 10 общероссийских общедоступных телевизионных каналов первого мультиплекса (с 1 по 10 каналы), приемники проводного вещания на первую программу «Радио России», а приемники эфирного вещания на канал «Радио России» и прослушать специальное сообщение».

Для целей оповещения населения, проживающего в зоне возможного наводнения, об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций (муниципального уровня реагирования) населенные пункты района – г. Темрюк (частично) и ст-ца Голубицкая (частично) – охвачены муниципальной системой экстренного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования Темрюкский район (далее – СЭО-ЧС).

Риски возникновения ЧС техногенного характера.

Риски возникновения ЧС техногенного характера на объектах автомобильного и железнодорожного транспорта.

Дорожно-транспортная сеть МО Темрюкский район представлена дорогами общего пользования федерального, регионального, межмуниципального и местного значения. Общая протяженность автомобильных дорог -1385,4583 км.

Сеть автомобильных дорог общего пользования развита и связывает все населенные пункты на территории района и имеет выход к морским портам Темрюк, Кавказ и глубоководному порту Тамань, а также через Крымский мост на территорию Республики Крым. Автомобильные дороги с твердым покрытием (асфальт, асфальтобетон) связывают все населенные пункты поселений района. На территории муниципального образования Темрюкский район автомобильные туннели отсутствуют.

Сеть железных дорог на территории района развита и связывает опорный железнодорожный узел (станция Крымск) с морскими портами Темрюк, Кавказ и портом Тамань. Общая протяженность железных дорог -202 км, в том числе общего пользования - до 144 км. Железнодорожное сообщение проходит через территорию большинства поселений района, за исключением Голубицкого, Курчанского и Новотаманского сельских поселений.

Одна из опасностей для населения Темрюкского района связана с авариями железнодорожном и автотранспорте, перевозящем опасные грузы.

Аварии на железнодорожном транспорте также могут иметь последствия, приводящие к ЧС - сход с рельс составов, транспортирующих нефтепродукты, химические вещества, столкновение локомотивов, разгерметизация емкостей со взрывопожароопасными веществами.

Наиболее опасными авариями являются:

а) крушение товарных поездов, перевозящих взрывопожароопасные вещества, так как может произойти детонация взрывоопасных веществ и возгорание пожароопасных веществ, что приведет к мощному взрыву, возникновению крупного пожара, человеческим жертвам и потребует привлечение больших сил и средств для ликвидации ЧС;

б) крушение товарных поездов, перевозящих аварийно химически опасные вещества (АХОВ), что приведет к разливу АХОВ, образованию зон химического заражения и возможному количеству пострадавших, если крушение произойдет в черте населенного пункта;

в) нарушение герметичности емкости для перевозки АХОВ.

Наиболее вероятными авариями на автотранспорте на территории Темрюкского района являются дорожно-транспортные происшествия, сопровождающиеся разрушением бензобака и разливом бензина с образованием облака, последующим образованием ударной волны и возможным разрушением рядом расположенных конструкций.

Границы зоны чрезвычайной ситуации и материальный ущерб зависят от места и масштабов аварии.

Риски возникновения ЧС техногенного характера на объектах морского транспорта.

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходят под воздействием ураганов, штормов, туманов, а также по вине людей: капитанов, лоцманов и членов экипажа. Много аварий происходит из-за промахов и ошибок при проектировании и строительство судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации.

Например, часты столкновения и опрокидывание судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление.

Основные опасности аварий с выбросами опасных веществ возможны на терминально - перегрузочных комплексах морских портов Темрюк, Тамань, Кавказ.

На терминально - перегрузочных комплексах портов к опасным веществам относятся СУГ, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости - нефть, дизельное топливо, метанол, мазут, масла пищевые (растительные), горючие пыли - пыли зерновых культур.

В летний период нередки аварии с участием туристических пароходов, яхт или лайнеров.

Самые разрушительные последствия аварий на водном (морском) транспорте связаны с попаданием нефтепродуктов в морские воды при столкновении или разрушении нефтеналивных судов. В результате таких катастроф образуется пленка на водной поверхности, вызывающая массовое уничтожение птиц, рыб, растений и млекопитающих. Всей экосистеме, включая рыбный промысел, наносится непоправимый ущерб.

Риски возникновения аварий на химически опасных объектах.

В Темрюкском районе находится 1 (один) химически опасный объект - «Склад хлора станции очистки воды», расположенный на территории РЭУ «Таманский групповой водопровод» ГУП КК «Кубаньводкомплекс» (Темрюкский район, ст-ца Старотитаровская, 2-й подъем), на котором возможны аварии с разгерметизацией оборудования и выбросом АХОВ – хлора. В зону возможного  заражения (ЗВЗ) входит территория станицы Старотитаровская.

Кроме того, вследствии возникновении чрезвычайной ситуации на аналогичном предприятии в х. Уташ МО г-к Анапа, в ЗВЗ попадают х. Белый и пос. Стрелка.

В ликвидации аварии принимают участие аварийные бригады НАСФ РЭУ «Таманский групповой водопровод» ГУП КК «Кубаньводкомплекс».

Оценка риска ЧС на ХОО приведена в соответствии с Паспортом безопасности опасного объекта.

Риски возникновения аварий на объектах энергоснабжения.

Причиной аварии может служить нарушение правил техники безопасности, правил эксплуатации, износ оборудования, природные факторы (гроза, ураганы, обледенения, замыкания и т.д.).

При авариях на подстанциях 220 Квт и 110 Квт, а также на ЛЭП  220, 110 нарушается или полностью прекращается промышленная деятельность на территории района, нарушается жизнеобеспечение населенных пунктов.

При авариях на подстанциях 35 Квт  происходит частичное нарушение промышленной деятельности и жизнеобеспечения населенных пунктов.

Риски возникновения гидродинамических аварий.

На территории Темрюкского района находятся гидротехнические сооружения -правобережная и левобережная дамбы обвалования (берегоукрепительные) реки Кубань.

Причинами разрушения (прорыва) ГТС могут быть природные явления или стихийные бедствия (землетрясения, паводки, размыв грунтов, ураганы и т.п.) и техногенные факторы (разрушение конструкций сооружения, эксплуатационно-технические аварии, конструктивные дефекты или ошибки проектирования) а также в ЧС военного времени - современные средства поражения (ССП) и террористические акты. Разрушение дамб на территории Темрюкского района может привести к возникновению гидродинамических аварий и возникновению волны прорыва, а также к подтоплению территории г. Темрюк.

Риски возникновения аварий на газо-, нефте-, продуктопроводах.

Большинство элементов нефте- и газопроводных систем уязвимы при технологических авариях и природных чрезвычайных ситуациях.

На территории муниципального образования Темрюкский район возможны аварии на магистральном газопроводе, связанные с выбросом под давлением пожаровзрывоопасных веществ, приводящие к возникновению техногенной чрезвычайной ситуации.

Причиной пожаров  может служить нарушение правил эксплуатации, износ  и повреждение трубопроводов, нарушение правил работы с открытым огнем и т.д.

Наиболее опасным сценарием развития ЧС является разгерметизация участка газопровода высокого давления (полный разрыв) Анапского линейного производственного управления магистральных газопроводов ООО «Газпром трансгаз Краснодар». Вследствие чего произойдет образование взрывоопасного газовоздушного облака, взрыв и поражение людей ударной волной. Причинами пожаров на нефтепроводах могут являться несанкционированные врезки, в результате которых может произойти розлив и возгорание нефтепродуктов на  площади до 120 кв. метров, в количестве 7 тонн.

Границы зоны чрезвычайной  ситуации и материальный ущерб зависят от места и масштабов  аварии.

Риски возникновения ЧС природного характера.

К опасным природным явлениям, возможным на территории МО Темрюкский район, относятся:

  • сейсмичность;
  • ураганные ветры;
  • пыльные бури;
  • осадки в виде сильных дождей, ливни, гроза, град, шквалистый ветер;
  • подтопления территории (подъем уровня грунтовых вод);
  • снегопад, обледенения и гололед;
  • оползни;
  • нагонная волна;
  • смерчи.

Сейсмичность.

Сейсмичность Темрюкского района в соответствии СП 14.13330.2020 «Строительство в сейсмических районах» составляет для зданий и сооружений нормального и повышенного уровня ответственности - 8 баллов, высокого уровня ответственности - 9 баллов.

Возможные землетрясения могут привести к разрушению зданий и сооружений, повреждениям в электро-, газо-, водо-, теплоснабжения, пожарам, что может повлечь за собой травмы и гибель населения.

Подтопление и затопление.

Подтопление территории происходит в результате подъема уровня грунтовых вод первого от поверхности водоносного горизонта, который относится к верхней части зоны интенсивного водообмена и очень тесно взаимосвязан с климатическими условиями региона. Факторов влияющих в той или иной степени на процесс подтопления множество, таких как: атмосферные осадки, геологические условия, гидрологические условия, геоморфология участка, техногенная деятельность человека и др.

На территории Темрюкского района возможно возникновении чрезвычайных ситуаций и происшествий, связанных с подтоплением пониженных участков, не имеющих естественного стока воды, размывом дамб, нарушением работы дренажно-коллекторных и ливневых систем; повреждением кровли и остекления зданий, гибелью сельхозкультур, порывами линий связи и электропередач, отключением трансформаторных подстанций в результате перехлеста проводов, повреждением разрядами атмосферного электричества (молнии) объектов, не оборудованных молниезащитой (громоотводами); нарушением систем жизнеобеспечения населения. Источник ЧС и происшествий - сильные дожди, ливни, гроза, град, шквалистый ветер.

Причиной подтопления придомовых территорий могут быть сильные, залповые дожди, ливни в сочетании с грозой, градом и шквалистым усилением ветра. Подтопления могут происходить в результате выпадения большого количества осадков, в том числе из-за неисправности ливневых стоков.

Наиболее подвержены риску подтопления придомовых территорий:

  • Темрюкского городского поселения (г. Темрюк, пос. Октябрьский);
  • Старотитаровского сельского поселения (ст. Старотитаровская);
  • Ахтанизовское сельское поселение (пос. Пересыпь, ст-ца Ахтанизовская);
  • Фонталовское сельское поселение (пос. Кучугуры, пос. Волна Революции):
  • Голубицкое сельское поселение (ст. Голубицкая).

б)  при штормовых нагонах (нагонная волна):

Наихудший сценарий быстроразвивающейся чрезвычайной ситуации природного характера - последствия воздействия штормового нагона в Азовском море при очень сильном ветре (30-35 м/с и более) северо-западного направления, в границах муниципальных образований Голубицкое сельское и Темрюкское городское поселений - общая площадь зоны возможного затопления составит более 25 км2, в том числе в границах населенных пунктов: ст. Голубицкая (в зоне выхода нагона на прибрежную территорию) - до 1,9 км2, г. Темрюк (в зоне возможного затопления лево- и правобережных территорий реки Кубань при превышении критических отметок уровня воды) - до 3,6 км2.

Смерчи.

Смерчам подвержено в основном Черноморское побережье в период августа по сентябрь. Смерч имеет признаки опасного гидрометеорологического явления, поражающий фактор источника чрезвычайной ситуации - очень сильный ветер с угловой скоростью более 100 км/ч, вызывающий значительные повреждения кровли зданий, сооружений и рекламных конструкций, повал деревьев и столбов ЛЭП, гибель посевов и многолетних насаждений на пути прохода смерча с шириной полосы до 1 км. Протяженность трассы мощного смерча может достигать десятки километров.  Наиболее вероятные места выхода смерча на участке Черноморского побережья в Темрюкском районе: от ст-цы Тамань до пос. Веселовка. В прогнозируемой зоне негативного воздействия источника чрезвычайной ситуации природного характера - южная половина Таманского полуострова (в границах Таманского, Новотаманского, частично Вышестеблиевского и Краснострельского сельских поселений).

В период август-сентябрь на территории Темрюкского района существует вероятность образования смерчей над акваторией Азовского моря с выходом на сушу, следствием которых могут являться затопления; разрушение потоком воды промышленных объектов, дорог, мостов, объектов жизнеобеспечения, гибель людей.

Для рассматриваемой территории характерно частое образование смерчей над хорошо прогретой поверхностью мелких прибрежных вод. Обычно смерчи перемещаются над мелководьем при температуре воды до 30 градусов Цельсия, во влажном воздухе с точкой росы более 23 градусов.

Ежегодно в Азово-Черноморском бассейне бывает, несколько случаев возникновения смерчей. Масштабы и последствия их различны.

Ураганный ветер.

Согласно карте ветров России максимальная скорость ветра 26 м/с. Наибольшая, среднемесячная скорость ветра отмечается в зимние месяцы. Преобладающими в течение всего года являются: в холодный период года восточных и северо-восточных румбов, в теплое время - южные и юго-западные.

Метели наблюдаются редко - в среднем 3 дня в году. Поземки наблюдаются редко - 0,7 дня в году, не превышая 0,2 дня в месяц.

Сильный ураганный ветер, может снести легкие и разрушить даже прочные строения, оборвать провода и завалить столбы линий электропередачи и связи, повредить и сорвать кровлю жилых и общественных зданий, сломать и выворотить с корнями деревья, затопить суда, повредить транспортные магистрали, вызывает возникновение пыльных и снежных бурь и затопление местности. Возможно возникновение вторичных очагов пожаров в зонах разрушений, а также гибель и поражение людей и животных. Людям, попавшим в зону урагана, поражение наносится в результате их переброски по воздуху (швыряния), ударов и придавливания летящими предметами и обрушивающимися конструкциями.

На морях ураган может сопровождаться сильным волнением и образованием нагонных волн в устьях рек. Ураган, проходя над морем, формирует мощные облака, которые могу стать источником катастрофических ливней, которые, в свою очередь, вызывают наводнения и оползни.

Разрушительная сила ураганного ветра зависит от скорости и плотности движущегося атмосферного воздуха.

Штормовые нагоны (нагонная волна).

Нагон воды относится к опасным (стихийным) гидрологическим явлениям.

Нагонная волна (сгонно-нагонные явления) - колебания уровня воды в крупных водоемах, вызванные воздействие ветра на водную поверхность.

Нагонная волна характеризуется перемещением водных масс из одной части водоема (системы водоемов) в другую, и возникающими в результате этого наклонами уровня поверхности воды. Особое значение сгонно-нагонные явления имеют у пологих берегов.

Главным условием возникновения служит сильный и продолжительный ветер, характерный для глубоких циклонов.

В прибрежной зоне Азовского моря (Темрюкский залив) на участке Пересыпь- Перекопка, при сильном и продолжительном ветре западного и северо-западного направлений может наблюдаться повышение уровня моря (нагон), превышающий отметку «опасное явление, вызывающий затопление территорий (ст. Голубицкая, частично город Темрюк, порт Темрюк).

Сгонно-нагонные явления на Азовском побережье, вследствие малых глубин Азовского моря, природная особенность водного объекта. Подъемы и спады уровня воды амплитудой 50-60 см наблюдаются ежедневно. Штормовые нагоны, достигающие отметки «НЯ» и выше наблюдаются ежегодно, в весенний период - март-май, в осенний период - октябрь-ноябрь.

Нагонными волнами могут быть подтоплены пляжи, прибрежная зона с базами отдыха.

Туманы.

Туманы наблюдаются нечасто - в среднем 37 дня в году. Чаще всего туманы наблюдаются зимой в среднем 5 дней в месяц.

При сильных туманах, преимущественно зимой, прогнозируется возникновение ЧС, связанных с авариями на автодорогах, а также авариями на морском транспорте.

Ливневые дожди с грозами и градом.

Характер выпадения осадков преимущественно ливневый и при высоких летних температурах. Годовое количество осадков в Темрюкском районе составляет 459 мм. Основное количество осадков выпадает в летний и зимний период года. При выпадении большого количества осадков происходит подтопление территорий.

Грозы могут наблюдаться в течение всего года и отмечаются в среднем 22 дня за год, но чаще всего - в июне и в июле (по 4-5 дней). Наибольшее число дней с грозой в году - 38.

Град - явление возможное для любого времен года, но небольшой продолжительности. В среднем для Темрюкского района изысканий град наблюдается 1,0 дня в году.

При выпадении крупного града существует вероятность возникновения ЧС, связанных с повреждением автотранспорта и разрушением крыш и оконных конструкций строений, уничтожением сельскохозяйственных культур, в том числе виноградных насаждений, плодовых деревьев.

Снегопады и гололед.

При выпадении сильного снега и при гололеде прогнозируется возникновение ЧС, связанных с обрывом воздушных линий связи и электропередач; затруднением в работе транспорта; авариями на объектах жизнеобеспечения; травматизмом людей.

При обильном выпадении осадков, возможно налипание мокрого снега, которое повлечет за собой необходимость расчистки дорожного полотна, временное ограничение или прекращение движения на федеральных и муниципальных автодорогах Темрюкского района и через Крымский мост.

Повышение температуры окружающего воздуха до 400С. Аномальная жара.

При установлении жаркой погоды существует вероятность возникновение ЧС, связанных с прекращением подачи электроэнергии по причине пожаров и аварий, возникающих на электроподстанциях и электросетях, и вызывающих нарушения функционирования объектов жизнеобеспечения; прекращение подачи воды населению и предприятиям; тепловые удары и заболевания людей, животных; гибель сельскохозяйственных культур.

Причиной аномально высокой температуры воздуха, является так называемый «блокирующий антициклон» - обширный малоподвижный длительно существующий антициклон, который не пропускает другие воздушные массы на занимаемую им территорию.

Аномальная жара может стать причиной воздействия повышенных температур на людей и ухудшения общего состояния организма, а также теплового поражения. Также во время засухи возрастает вероятность пожаров.

Прогнозируется: вероятность возникновения ЧС и происшествий, связанных с:

увеличением количества пожаров на объектах экономики и в населенных пунктах;

возгораниями и увеличениями площадей ландшафтных пожаров;

пожарами на сельхозугодиях и в лесополосах;

аварийными ситуациями на объектах энергетики;

авариями на железной дороге из-за линейных расширений рельс, в результате чего возможны сходы железнодорожных составов;

увеличением количества ДТП на автодорогах в результате деформации асфальтового покрытия;

увеличением обострений сердечнососудистых заболеваний у населения, возможными тепловыми ударами;

повышением вероятности ухудшения эпидемической обстановки в связи заболеваемостью инфекционными болезнями, передающимися через инфицированную воду поверхностных водоемов в несанкционированных местах отдыха (лептоспироз, туляремия, острые кишечные инфекции);

гибелью сельскохозяйственных культур.

Источник ЧС и происшествий - сильная жара.

Природные пожары.

Пожары на территории Темрюкского района в летнее время в засушливый период возможны в лесополосах и лесисто-кустарниковых зонах, в зарослях камыша и лиманно­плавневой зоны и на полях. В пожароопасный период не исключено возникновение площадных пожаров, скорость распространения фронта которых может достигать до 25 км/час. На территории Темрюкского района лесные массивы и участки леса, граничащие с населенными пунктами, отсутствуют.

Полевые пожары, которые могут привести к возникновению пожаров сельскохозяйственных угодий и гибели сельскохозяйственных культур, особенно посевов пшеницы.

При возгорании камыша в плавневой зоне на территории Темрюкского района ситуация может быть осложнена труднодоступностью местности и отсутствием подъездных путей к месту распространения огня. Тушение природного пожара может осложнять сильный ветер с порывами, который способствует быстрому распространению огня на значительные территории.

Основные причины возникновения природных пожаров:

антропогенный фактор (неосторожное обращение с огнем) ~ 40-50%;

сельхозпалы (сезонное поджигание сухой травы на полях), которые проводятся с целью уничтожения прошлогодней сухой травы ~ 8%.

Основными способами борьбы со степными пожарами являются:

захлестывание кромки огня, засыпка его землей, заливка водой (химикатами);

создание заградительных и минерализованных полос;

пуск встречного огня (отжиг) (при сильных пожарах).

Превентивными мероприятиями по предупреждению распространения пожаров является устройство заградительных полос на с/х землях, края которых опахиваются (окапываются).

Ежегодно с установлением теплой и жаркой погоды на территории района увеличивается рост возгораний сухой травы, мусора, камыша из-за неосторожного обращения с огнем. Теплая и ясная и ветреная погода приводит к повышению класса пожароопасности. В связи с этим увеличивается опасность возникновения природных пожаров.

В подавляющем большинстве случаев природные пожары являются следствием нарушения человеком требований пожарной безопасности. Статистика природных пожаров показывает, что их всплеск наблюдается в выходные дни, когда люди массово направляются отдыхать на природу.

Самые распространённые природные пожары - это травяные палы. В большинстве случаев причиной возгораний является человеческий фактор (сжигание мусора и прошлогодней травы на огородах и дворовых территориях, поджог травы у дорог и на пустырях).

Прошлогодняя трава быстро высыхает на солнце и легко загорается от любой искры. Травяные палы быстро распространяются, особенно в ветреные дни. Горение стерни и сухой травы - процесс неуправляемый. От травяных пожаров может произойти возгорание жилых домов. Травяные палы вызывают очень сильное задымление. Шлейф дыма от разгоревшейся травы или соломы, может распространяться на многие километры.

Оползни.

Основными характеристиками оползневого процесса являются: степень пораженности территории, его активность и интенсивность развития во времени.

Формирование оползневых массивов и отдельных оползней зависит от суммы многочисленных факторов, таких как, геоморфология склонов, литологический состав пород слагающих склон, геологические и гидрогеологические особенности, климатические факторы, гидрогеологический режим водотоков, техногенная деятельность человека и т.д.

Большую опасность для территории района представляет оползневой участок, расположенный на северном склоне г. Миска. Оползневыми деформациями охвачен весь склон на протяжении 4,5 км.

Основные мероприятия, проводимые органами управления и силами РСЧС при введении различных режимов функционирования.

В режиме повышенной готовности:

Решение о вводе режима повышенной готовности осуществляется на основании постановления главы муниципального образования Темрюкский район. Копия постановления, доклад об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, предполагаемой обстановке, и принятых решениях, силах и средствах переведенных в режим повышенной готовности направляется дежурной смене ФКУ «ЦУКС Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю оперативным дежурным ЕДДС.

Указанным постановлением определяется:

должностное лицо, ответственное за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации и (или) назначается руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации;

перечень органов управления, сил, а также территориальных звеньев, для которых изменяется режим функционирования в зависимости от вида чрезвычайной ситуации.

Документы согласно Табелю срочных донесений направляются в ФКУ «ЦУКС Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю».

Дежурной сменой ЕДДС осуществляется усиление контроля за складывающейся обстановкой, получения информации от ДДС организаций и учреждений, оперативных групп.

Руководитель постоянно действующего органа управления ГОЧС муниципального образования Темрюкский район через дежурную смену ЕДДС организует сбор данных состояния окружающей среды и прогнозирования развития угрожаемой чрезвычайной ситуации, их регистрации и представления главе муниципального образования Темрюкский район для принятия решений. Готовит предложения главе муниципального образования Темрюкский район для принятия решения о приведении в готовность сил и средств к реагированию на чрезвычайные ситуации, формированию дополнительных оперативных групп и при необходимости организации их выдвижения в предполагаемый район действий. Проводит инструктаж членов оперативных группы по вопросу их предполагаемых действий. По распоряжению главы муниципального образования Темрюкский район составляет график круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил муниципального звена Темрюкский района территориальной подсистемы РСЧС Краснодарского края на стационарном пункте управления.

Метод и режим работы КЧС и ПБ администрации муниципального образования Темрюкский район определяет глава муниципального образования Темрюкский район. При необходимости создает рабочие группы по направлениям деятельности:

эвакуация,

организация проведения аварийно-спасательных и других необходимых работ (АСДНР);

всестороннее обеспечение ведения АСДНР;

жизнеобеспечение пострадавшего населения;

организация проведения аварийно-восстановительных работ и другие.

Оповещение и информирование населения о приемах и способах защиты от чрезвычайной ситуации в угрожаемой зоне организует глава городского (сельского) поселения на территории которого возникла угроза чрезвычайной ситуации посредством носимых электромегафонов.

Кроме этого дежурная смена ЕДДС по указанию главы муниципального образования Темрюкский район проводит оповещение:

членов КЧС и ПБ администрации муниципального образования Темрюкский район, в том числе с использованием автоматизированной АСО-16М.

населения городского и сельских поселений Темрюкского района по системе экстренного оповещения и информирования;

через ДДС организаций и учреждений дает команду на включение локальных систем оповещения администраций городских (сельских) поселений Темрюкского района и объектов.

Глава муниципального образования Темрюкский район совместно с руководителем постоянно действующего органа управления ГОЧС уточняет соответствующие разделы плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов, а также состав сил и средств, привлекаемых к ликвидации чрезвычайной ситуации.

Организует:

принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях в зависимости от складывающийся обстановки;

приведение в готовность сил и средств ликвидации чрезвычайной ситуации по месту их постоянной дислокации;

восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.

Руководитель постоянно действующего органа управления ГОЧС вносит предложения по формированию дополнительных оперативных групп и при необходимости организации их выдвижения в предполагаемый район действий. Проводит инструктаж членов оперативных групп по вопросу их предполагаемых действий. Через оперативные группы организует сбор данных о принятии мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайной ситуации, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций, учреждений и объектов жизнеобеспечения населения муниципального образования Темрюкский район в предполагаемой чрезвычайной ситуации и представляет их главе муниципального образования Темрюкский район.

Через руководителей формирований сил и средств постоянной готовности муниципального звена уточняет их наличие и готовность к действиям по предназначению,  при недостаточности их готовит предложение главе муниципального образования Темрюкский район для обращения за помощью к главе администрации (губернатору) Краснодарского края.

В режиме чрезвычайной ситуации:

выполнение комплекса мероприятий режима повышенной готовности.

дополнительно проводится…

введение в действие соответствующего «Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации»;

доклад в вышестоящие органы управления о положении дел и складывающейся обстановке;

уточнение ориентировочного объема предстоящих работ и определение перечня первоочередных задач по защите населения;

проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;

представление в ФКУ «ЦУКС Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю» документов по чрезвычайной ситуации;

проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.